• 1 Выбор занятий
  • 2 Составление расписания
  • 3 Выбор периода занятий
  • 4 Регистрация данных
  • 5 Оплата

Шахматный рейтинг Центра

Жебиков П.А. 

Преподаватель шахматной школы

 

О шахматном рейтинге Центра «Программы Сильного Мышления»

 

В 2010 учредитель компании В.А. Гаврилов предложил разработать собственную Программу подготовки шахматистов, рассчитанную на многолетнюю фундаментальную работу с конкретными ожидаемыми результатами после каждого года обучения. Одновременно, при подготовке программы, появилась идея разработать и применять Рейтинг, направленный на систематизацию достижений учеников и их мотивацию.

Теперь о самом рейтинге, который несёт в себе две функции:

1. Мотивационая.

Люди по природе своей любят соревноваться, а в детях дух соревновательности развит особенно сильно. Рейтинг-лист мотивирует детей идти к вершине списка в шахматной школе, учениками которой они является. А для этого надо активно работать на уроке, решать задания, дисциплинированно и внимательно относиться к игре во время шахматной партии.

2. Показательная.

8-и летний мальчик сдал на III спортивный разряд по шахматам в нашей школе, выиграл турнир в Центральном Доме Шахматиста. А 2-х летняя девочка успешно решает все задания, адаптированные для её возраста, и очень хорошо умеет разыгрывать шахматную партию. По крайней мере, первые 10 ходов. Кто из них лучше играет? А кто из них будет лучше играть через 5 лет?

Трудно сравнивать игру ребят и их потенциал, когда речь идёт о шахматистах разного возраста и разного этапа обучения. Здесь нам на помощь может прийти системарейтинга. Ребята набирают очки за задания разного рода, которые они решают в своих группах, специально собранных соответственно уровню обучающихся. Вполне может быть так, что на данном отрезке времениначинающий ученик будет выполнять больше заданий, чем ученик в старшей, спортивной группе. Нетрудно догадаться, кто будет играть лучше через год. Ведь знания и труд это и есть составляющие успеха. Всё это и отражает шахматный рейтинг-лист.

С другой стороны, к моменту соревновательности нужно подходит очень аккуратно, бережно для ребёнка. Особенно для дошкольника. Поэтому в нашей школе мы пока включили в рейтинг-лист преимущественно только учеников тех групп, где обучаются школьники, уже привыкшие к разного рода «оценкам» и сравнениям.

 

Теперь поговорим о том, за что собственно начисляются очки. Эта система существует уже не первый год, её автор успешно защитил эту концепцию на Методическом объединении учителей физической культуры и тренеров-преподавателей (Павлово, 2012 год).

Каждое задание, каждый ход, найденный в процессе разбора шахматных партий на уроке идёт в копилку знаний ученика.

За каждый правильный ход, во время разбора шахматной партии на уроке, или за интересный альтернативный вариант начисляется 1 очко. В особо трудных ситуациях, когда требуется применить множество пройденных раннее навыков, тактических приёмов и позиционных решений, количество очков присуждаемых за найденное решение,может быть увеличено (на несколько значений).

За каждую решённую задачу из домашнего задания начисляется 1 очко.

За каждое решённое дидактическое задание начисляется 2-3 очка, в зависимости от уровня сложности. Дидактическое задание это - игра-задача, каждая из которых имеет свою конкретную цель, но завуалирована под увлекательное игровое действие. Например, задание «лабиринт», где надо проявить мышление наперёд, и внимание, чтобы твою фигуру не съели на пути к конечной цели.

За победу в дидактической игре начисляется 5 очков. За ничью – 2 очка. Это дидактическое задание, выполняемое в спарринге, то есть два ученика играют друг против друга. В нескольких самых трудных дидактических заданиях присуждается сразу 8 очков. Ввиду того, что они едва ли не труднее, чем полноценная партия.

За победу в партии на уроке начисляется 10 очков, за ничью – 5 очков. То есть, когда мы играем на уроке полноценную партию, за результат в ней мы также присуждаем очки.

В нашей шахматной школе «Программы Сильного Мышления» регулярно проходят соревнования, в которых одновременно смогут принять участие шахматисты разных Центров, и наконец увидеть воочию друг друга, своих конкурентов по рейтинг-листу и посмотреть кто как проявляет свои навыки, полученные на тренировках.

Нами была реализована редкая в наше время образовательная концепция увлекательного обучения, в которой дети и не догадываются, что они учатся чему-то, что безусловно идёт вразрез со стандартной современной школой.  Дети должны бежать заниматься, познавать новое. Ведь это так интересно. А самое важное, что ребята сами с огромным интересом соревнуются и в итоге очень успешно и при этом последовательно берут одну за другой ступени шахматного мастерства, побеждают в турнирах. В нашей шахматной школе сейчас занимается более 70 человек. В 2013-2014 гг. ученики нашей школы приняли участие в более чем 20 турнирах г. Москвы.