• 1 Выбор занятий
  • 2 Составление расписания
  • 3 Выбор периода занятий
  • 4 Регистрация данных
  • 5 Оплата

Особенности обучения леворуких детей

   Каплёнова М.А. 

Педагог детских развивающих программ

 

Особенности обучения леворуких детей

 

Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если один из родителей левша, то появление в семье леворукого ребенка возрастает в 10 - 12 раз.

Но леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины – например, нарушение деятельности мозга, а именно  его левой стороны. Или травмирование правой руки. Вынужденное «безделье» при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. А некоторые детишки просто подражают кому-то.

К пятилетнему возрасту у большинства детей ведущая рука уже определена.

Раньше учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все – дети, родители, педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей  письму и дают практические рекомендации по их обучению.

 

                      Психологические тонкости в обучении левшей письму.

Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в настрой занятий. Такие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.

Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левшей должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.

Категорически не рекомендуется напоминать детям их былые неудачи.

Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях письму, при чтении и решении математических заданий.

Пробелы в знаниях левшей не допустимы. Эти дети с нестандартным мышлением и трудностями в письме, они очень доскональные. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша все сделает правильно.

 

                      Особенности обучения письму левшей.

Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, так как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.

Правильная посадка за письменным столом ничем не отличается от общепринятой, но расположение предметов на столе у леворукого ребенка несколько другое:

  • источник света стоит справа
  • тетрадь лежит в зеркальном отображении – с наклоном вправо или прямо
  • в процессе заполнения страницы тетрадка сдвигается вверх

В школе , где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна.

Левшу еще до школы необходимо научить держать правильно ручку:

  • отступить от кончика ручки около 3,5 – 4 см
  • держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на « подушечку» - средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.

Эти дети очень часто путают стороны в тетрадке, поэтому им «намечают» руки – это может быть браслетик или часы.

Для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо. Написание без отрыва для левшей практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности для леворуких не актуально.

 

                     Ошибки левшей при письме и методы их коррекции.

Для таких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:

  • зеркальное написание
  • незнание того, откуда начинать писать
  • склонность «уезжать» со строки вверх и вниз
  • нарушения последовательности букв
  • написание лишних и недостающих букв

Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. Надо следить, чтобы ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший результат дают занятия прикладным творчеством.

 

                    Обучение чтению левшей

Также такие дети испытывают трудности при обучении чтению. Они нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или с середины текста. Чтобы помочь, ему надо напомнить, откуда началось чтение. Если эти способы не приводят к положительному результату, ребенок может попробовать  закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это нужно делать взрослому, а позже ребенок научится делать это самостоятельно. Так можно продолжать до тех пор, пока нужное направление и темп слежения за строкой не автоматизируется.