• 1 Выбор занятий
  • 2 Составление расписания
  • 3 Выбор периода занятий
  • 4 Регистрация данных
  • 5 Оплата

Музыка: с чего начать?

Авилова Т.О.

Преподаватель музыки

 

Музыка. С чего начать?

 

Я думаю, что каждый родитель, решивший начать учить своего ребенка музыке, думает, как и с чего начать. Где учиться? Какой выбрать инструмент?

Ответ  зависит, на мой взгляд, от 2-х вещей: степени музыкальных способностей ребенка (слух, ритм, память) и, наверное, от ваших личных возможностей и представлении о музыке.

Первый вариант заниматься музыкой для себя - в детском центре, студии или в частном порядке, где каждый выбирает, то, что нравится. В этом случае Вы не втиснуты в рамки обязательных требований, зачетов, экзаменов и классического репертуара, а ваши педагоги будут стараться на все 100% сделать эти занятия именно интересными. А если Вы четко видите (слышите) и, главное, понимаете, что Вашему ребенку нужно заниматься музыкой с перспективой, а не для себя дома, то вам прямой путь в 7 лет в 1 класс детской музыкальной школы. И зачастую бывает, что в этом случае идет сильная нагрузка на детей - ведь ребенок пошел учиться еще и в обычную школу. А как же адаптироваться?

Поэтому я считаю НЕОБХОДИМЫМ говорить о дошкольных занятиях музыкой и за это время суметь определиться и присмотреться к выбору инструмента, на котором будет играть Ваш будущий музыкант. Начать можно с общеразвивающих музыкальных занятий, включающих в себя развитие слуха, чувства ритма, изучение нотной грамоты, пение (сольно, в хоре, сольфеджио), слушание музыки и т.д. И уже по результатам занятий подойти  к выбору инструмента!

Если провести соц. опрос родителей, какому музыкальному инструменту они бы отдали предпочтение, то большинство, я думаю, выбрали бы фортепиано или гитару. И причины очень просты, лежат на поверхности, так сказать. На пианино нажал на клавишу и вот уже звучит, результат слышен сразу. Ну а гитара вообще инструмент на все времена, можно сказать, международный. В свое время моя мама меня хотела отдать учиться тоже на фортепиано, и лишь по воле случая я стала  играть на скрипке.

А теперь подумайте: а если Ваш ребенок окажется талантлив настолько, что захочет быть профессиональным музыкантом? Где он сможет работать, играя на том или ином инструменте?

Из моего личного опыта лучше выбирать инструмент из состава любого оркестра - симфонического  или народного. В составе симфонического оркестра, например, работают от 10 до 30 скрипачей. Тоже самое относится  и к таким инструментам, как виолончель, арфа, духовые - флейта, кларнет, гобой, саксофон, труба; народные - аккордеон, домра, балалайка, гусли; ударные - ксилофон  и т.д. А пианист в оркестре, к сожалению, только один, и то чаще всего приглашенный на отдельные программы.

Надо сказать, что сейчас наша страна все больше перенимает положительный опыт стран Европы. А там повсеместно принято в семьях музицировать на самых разных инструментах. Игра на инструменте считается нормой, на городских праздниках играют оркестры, собранные из горожан, совсем не обязательно музыкантов-профессионалов. Это было принято триста лет назад и в Европе сохранили эту традицию до наших дней. Так почему бы не перенять хорошую привычку?

В программу обучения любой музыкальной школы со 2-ого класса входит предмет "Общее фортепиано". Так что, играя на скрипке или трубе, Ваш ребенок будет играть и на пианино в любом случае. Правда, не как сольный пианист, но исполнить Лунную сонату Бетховена, я вас уверяю, вполне сможет.

Так что присматривайтесь. Сходите вместе с ребенком на концерт, в детский музыкальный театр, например Наталии Сац. Покажите ему и послушайте сами, какие инструменты "делают музыку". И уж совсем не бойтесь того, что дома первое время ребенок будет дудеть или скрипеть отвратительные звуки, как опасаются некоторые. Нет, это только страхи, в большей степени самих родителей.

 И еще от многих родителей я слышала: " Я ничего не понимаю в музыке, как же я смогу ему помогать заниматься дома?"  Постепенно  и дети, и, главное, сами родители втягиваются в "игру в звуки". Мои ученики мне часто говорят, какая музыка им нравится, что они любят, а я им это даю  играть и петь. Это же здорово, когда дети могут сыграть то, что они слышали только что из плеера! Лучше начните учиться понимать язык музыки сейчас, пока ребенок впитывает все, как губка, закладывайте маленькие зернышки, чтобы им было куда прорастать. Да, это, безусловно, огромный труд и для детей, и для их родителей. Но лучше иметь через полгода, год или 5 лет результат, чем услышать потом от своего двадцатилетнего чада: "А почему вы меня в детстве не отдали учиться музыке?"