• 1 Выбор занятий
  • 2 Составление расписания
  • 3 Выбор периода занятий
  • 4 Регистрация данных
  • 5 Оплата

Музыка: как, зачем и почему?

Сиверцев П.Н.

Преподаватель игры на гитаре

 

Музыка: как, зачем и почему?

 

            Сразу оговорюсь, что тема эта настолько обширная, с обилием всяко-разных подтекстов, позиций и углов рассмотрения, и пр, и пр, и пр, что впору не статью писать, а институт международного масштаба открывать с бесчисленным количеством кафедр и факультетов! Ведь, по сути, здесь вам и физика, и физиология, и биомеханика, и высшая нервная деятельность, и математика, и история, и спорт, и культура… даже до политики можно мостики перекинуть!

Трудно представить мир без музыки. Если хотите, это неотъемлемая часть культурной стороны любого человека или народа, также как имя, язык (лингвистический, да и анатомический тоже), изобразительное или танцевальное искусство, архитектура или спорт. Собственно, это и есть язык, на котором можно говорить, читать, писать, мыслить. Все эти средства выражения истоком имеют одно и то же ключевое понятие в жизни человека – ОБРАЗ. Без придания какого-либо смысла всё это лишь набор никчёмных знаков или картинок, звуков, запахов, и только в мозге вся эта информация до конца трансформируется во что-то осознанное (да и то не всегда до конца). Ещё раз повторюсь, что писать и говорить об этом можно отсюда и до альфы Центавра, и при этом останется ещё много раз по столько же. И всё же попытаемся немного приоткрыть завесу этого громадного явления из шести букв: М У З Ы К А. Что это такое? Как она рождается и как попадает в нашу жизнь, жизнь отдельно взятого человека?

Итак, как нам отвечает на первый вопрос, например, Википедия: Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени. Вот! Уже! Обратите внимание на слово “образов”!!! То есть какая-то упорядоченная структура (не вакханалия) чего-то такого, что мы называем звуками, развёрнутая во времени и несущая смысл! Не будем углубляться в акустику (раздел физики, изучающий звук и его свойства), а также в анатомию, чтобы понять, как и почему мы слышим и каким образом звук долетает до нашего серого вещества. Важно то, что музыка, наравне с другими средствами выражения способна донести до человека какую-то информацию, мысли, чувства и т.д. Выше я отметил танец, живопись, язык и т.д. И, безусловно, эти понятия связаны: какой танец без музыки и ритма?! Профессиональные артисты и музыканты вполне осознанно могут красить звуки в разные цвета, не только мелодии, но и сами звуки!

Как же это чудо рождается? Действительно так, именно чудо! Потому что рождение в известном смысле тоже тайна за семью печатями. Казалось бы, сейчас явление обычное, а копнёшь немного вглубь и понимаешь, что гениальное – в простом. Действительно, как и язык. Ну, вот, к примеру, с какой такой стати некий предмет, деревянный, металлический, определённой формы и назначения кто-то называет ложкой, а другие странным сочетанием знаков и звуков spoon или 匙? Вот кто и когда постановил, что ложка – это ложка, а не Гондурас? Да, всё это тоже к теме “отсюда и до альфы Центавра”.

Но зато как музыка попадает в нашу жизнь, мы можем ответить уже более определённо. Да ещё до рождения. Сложно сказать, в какой момент зарождается жизнь и появляется “Я”. Но когда это “Я” начинает развиваться ещё в утробе матери, приблизительно с 20-ой недели (могут быть другие сроки) оно уже слышит! Слышит голос будущей мамы и то, что в ней (биение сердца, например) и вокруг, и в том числе и музыку (её чуть позже)! И не просто слышит, а чувствует! И, быть может, так, как не каждый взрослый человек! Т.е. ещё даже до рождения человек уже воспринимает то, что несёт в себе музыка! Например, он, будучи ещё во чреве, отдает предпочтение классике, народным песням, духовной музыке, старинным романсам. Тяжелое воздействие на ребенка оказывает грохочущая эстрадная и рок-музыка или современная однообразная танцевальная музыка. И тому тоже есть объяснение – эмоциональное воздействие разное! Музыка способна передавать и создавать эмоции даже помимо участия сознания. Что уж говорить о людях, если и животные, и даже растения способны реагировать на музыку – и тому куча подтверждений в различных опытах даже ещё в позапрошлом веке – это как же надо было “торчать” коровам под серенаду Моцарта, что надои увеличивались аж в два раза! И дрожжи, оказывается, тоже гораздо быстрее тянутся к прекрасному, вдохновлённые Моцартом и Бетховеным!. Вот новорожденным крысятам в течение 2-х месяцев ежедневно предлагали слушать разные категории звуков. Одна группа крысят слушала только музыку Моцарта, другая - лишь современную музыку, третья группа ежедневно внимала шуму вентилятора. После такого 2-месячного музыкального «воспитания» крысят поместили в специальную клетку с клавишами на полу. Становясь на разные клавиши, крысята могли «заказывать» любую музыку или шум. Оказалось, большинство предпочли Моцарта, немногие – современную музыку, но никто не пожелал слушать вентилятор. Ведь что наполняет музыку классиков: так полюбившегося коровам Моцарта, или Баха, или Чайковского? Любовь, радость, чистота, пространство, жизненные переживания. Да, пусть и переживания, но не апатия, безразличие и уныние. А рок-музыка очень часто (хотя и не всегда) – это протест, импульс, резкое движение. Несколько лет назад в телепередаче “Утро” (российское TV) один психотерапевт рассказал об эксперименте на одной из западноевропейских птицефабрик. Рядом с курицей установили динамик и включили тяжелый рок. Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, потом закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а затем и вовсе повалилась на бок, и ее лапки начали судорожно скрючиваться. Конечно, протест бывает разным, но направить его эмоции в нужное русло – задача уже развитого сознания. А вот громкий танцевальный бум просто угнетает сознание, давая проявиться бессознательному, первобытному, звериному. И дитё всё это чувствует. Не понимает ещё, но чувствует…. Что ж, это ещё до рождения, а далее? Появляется человечек на свет и музыка вновь сопровождает его всю жизнь: сперва, скажем, мамины колыбельные (мамы, пойте детям хорошие колыбельные!!!), потом музыка мультфильмов, детских фильмов, музыка, которую слушают или даже поют или играют родители, дети в школе и т.д. То есть, прав был тот, кто сказал, что мы есть то, что мы едим. Не буквально, конечно. По сути, мы есть то, что едим, и говорим, и делаем, и слышим в том числе, поскольку всё это оказывает на нас непосредственное влияние, формирует, лепит нас! Потому важно привить вкус к хорошей музыке, объяснить разницу, а не потчевать бездумно душу ширпотребом. Ведь каждому, я думаю, приятнее домашняя пища, сделанная с любовью и заботой, а не наскоро выпеченные пирожки из того, что под рукой лежит, сидит или бегает.

Что ж, если музыка – часть нашей жизни, настолько плотно соединена с ней, то напрашивается вопрос: отчего же не все мы музыканты? А нельзя ли как-то вдруг стать музыкантом? Оттого же, что и не все художники, скульпторы, архитекторы, поэты, дизайнеры! Всё же добавлю к этим родам деятельности важное определение – не профессионалы. Ведь в вопросе напрашивается именно такая трактовка: почему мы все не музыканты-профессионалы и т.д.. Это существенно важное дополнение. Что ж, профессионалы, действительно, не все, а вот любителем быть можно и порой даже нужно. Мало ли, где сгодится?! И кто знает, возможно, во время подсуетившись и с должным радением можно дорасти и до титана!

Ну, хорошо, слова, слова, слова. А что же нужно, чтобы быть музыкантом или попробовать хотя бы себя на музыкальном поприще? Какие предпосылки и качества, скажем так? Все знают о слухе вообще и о музыкальном слухе в частности. Вот на этой частности и остановим наше внимание более конкретно. Снова можно обратиться к Википедии. Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства. Что-то как-то размыто, неправда ли? Ключевое слово – “способность”. Оно вновь отправляет нас к вопросу устройства и работы мозга человека, высшей нервной деятельности, где можно надолго зарыться и либо вылезти несколько более сведущим человеком, либо уйти в себя и не вернуться :)) . Поэтому в двух словах скажем так: это некая устойчивая особенность работы мозга, которая отчасти закладывается генетически, отчасти развивается. О пропорциях этих частей тоже можно сказать только в общих словах. Богатые природные задатки человека – это, скажем так, высокий трамплин, который может дать сильнейший разгон, чтобы стать настоящим профессионалом. Но для этого надо хотя бы стартовать (необходимое, но не достаточное условие). С другой стороны, с невысокого трамплина при умелом подходе и выработке техники тоже можно улететь достаточно далеко.

Вообще слух (имеется в виду музыкальный слух) – понятие комплексное: исполнительский, мелодический, гармонический, ритмический и т.д. всего порядка десятка качеств. Всё это свойства одного и того же феномена, которые позволяют человеку “читать” музыку, воспринимать, чувствовать настроение, понимать и часто, как следствие, подражать кому-то или чему-то и творить её самому. Сперва, внутри себя, но постепенно, находя какие-либо средства выражения, выдавать её во вне. Ведь все мы, люди, человеки, - существа социальные. Способны видеть, слышать, чувствовать и т.д. и соотносить одно с другим и делать выводы. Самое доступное, но отнюдь не самое простое средство выражение – наш голос. И чаще всего, если нет каких-то особенных нарушений, человек со слухом изначально и голос имеет тоже. Вот вам и пожалуйста – эта способность понимать мелодию, перетекающая в возможность её повторять запросто проявляется в том, что человек, ещё будучи ребёнком, начинает подпевать знакомой мелодии словами или просто мычанием. То, что заложено, начинает себя проявлять. Да, быть может, косолапо и не всегда чётко, но… уже. Тут же это подспудно подхватывается образами из наших СМИ: певец, упорно штурмующий какую-нибудь “До пятой октавы”, поднимает публику на уши или примадонна, сделав глаза небу, облокотилась на рояль и жалуется на тяжёлую жизнь её героини в неволе. Вспомним кучу шоу по телевизору (“Голос”, “Главная сцена” и т.п.) или ребятки с гитарами во дворе по вечерам не дают уснуть спокойно…  И ребёнок, конечно же, воспринимая всё это, начинает тут же подражать! А если это ещё и очень умело, то будьте уверены, что такие способности есть и их надо развивать! Очень возможно, что перед вами будущий Бетховен или Фредди Меркьюри. И эти способности могут определить всю будущую жизнь пока ещё маленького человечка. Ребёнок ведь поначалу воспринимает свои способности, как само собой разумеющееся. Он не задаётся вопросом: а откуда это у него, что с этим делать. Оно есть и оно проявляется. Сперва, как способность, а потом, быть может, и потребность. Уже в более-менее адекватном возрасте приходит понимание одарённости, способности к чему-либо или, наоборот, устойчивому непониманию или неприятию. Таким образом, если есть врождённые талант и способности, их надо развивать: их и инструментарий для их раскрытия. То, что заложено с лихвой, будет прорываться и со временем всё осознаннее. Вам никогда не приходилось слышать в задушевных разговорах за жизнь с друзьями-товарищами сетований об упущенном времени и талантах из разряда: “Вот, если бы родители подсуетились в нужный момент, был бы сейчас скульптором, каких мало…” или “Эх, кабы не лень моя, выбился бы теперь в скрипичные гении!” и т.д. и т.п.

Потому стоит, стоит начать учиться. Благо, возможность для этого почти всегда есть. И труд этот обязательно окупится, даже если музыкантом ребёнок и не станет. Ведь параллельно развивается весь мозг, ибо только слуха мало, чтобы играть. Немного поясню. Для музыканта звук, мелодия – средство выражения и передачи своих чувств, мыслей, настроения и в целом мироощущения. Одним словом, всё ради звука. Но что – всё? Движение, внутреннее и внешнее. И если внешнее видно всем, то внутренне далеко не каждому. И снова всё завязывается на работе мозга. Есть чёткая обратная связь: мозгом учимся слышать и тут же подстраивать движения так, чтобы услышать нужное. Учимся управлять собой, дышать, работать руками и нередко ногами, развиваем мелкую моторику, ловим состояние тонуса, так важное для любого человека, не только музыканта, учимся делать разные движения одновременно, разгоняем мозг – много-много всего!!! А как вы считаете, случайно ли расположение вестибулярного центра человека в непосредственной близости от органов слуха? Вовсе нет…

Потому стоит попробовать заняться музыкой и посмотреть через какое-то время на результат , даже если нет явных музыкальных способностей. Какие-то точно есть, ведь вообще не быть их не может! А вопрос их развития – это вопрос времени и стараний. Да это, собственно, относится и к любому другому роду занятий. Если очень хочется, всегда будет прогресс, заметный всем: и ученику, и родителям, и людям со стороны. Играть в той или иной мере можно научить любого человека, было бы желание! Стало быть, успехов!