• 1 Выбор занятий
  • 2 Составление расписания
  • 3 Выбор периода занятий
  • 4 Регистрация данных
  • 5 Оплата

Когда ребенок срывает уроки

Гаврилова И.А.

Психолог, психотерапевт, социолог

Научный руководитель Центра "Программы Сильного Мышления"

 

Статья написана по материалам "Консультария" нашего первого проекта "ПСИ-Портал. Виртуальный Центр Возрождения Личности" 2000 г.

 

Когда ребенок срывает уроки

 

Вот такое письмо пришло однажды в «Консультарий»: 

«Здравствуйте!

У меня большая проблема с сыном, точнее беспокоит его поведение в школе на уроках (5 класс). Он мешает вести уроки, может громко крикнуть, лечь на парту и ничего не делать, отказаться отвечать, когда знает материал.

Учителя отмечают, что он умный и способный. Постоянно вертится, не слушает учителя и всех заводит, в наказание его спрашивают в расчете поставить двойку за знания и это им удается редко, он почти всегда отвечает правильно, с удовольствием отвечает у доски.

Но как только нужно писать самостоятельную работу или контрольную, он скисает и ничего не хочет делать, получает двойки. Такое поведение было и в начальной школе. В классе он что-то вроде клоуна. Учителя все жалуются. Дома я постоянно с ним говорю, иногда терпенье лопается и тогда ему достается и ремня.

Наш школьный психолог, видимо, очень любит детей,  у него всегда виноваты учителя, и один метод на все случаи жизни - поменять класс.»

 

 

 Ответ Гавриловой Ирины Алексеевны:

Здравствуйте!

Из Вашего письма сразу обращают на себя внимание два поведенческих момента – с одной стороны ребенок«мешает вести уроки», «всех заводит» и играет роль «клоуна», хорошо при этом отвечая предмет, а с другой стороны – «скисает» на самостоятельных работах и получает двойки за контрольные. Серьезные разговоры дома, впрочем, как и более суровый воспитательный метод – ремень – навряд ли помогут изменить его поведение. Из того, как Вы описали ситуацию, я делаю вывод, что основным побудительным мотивом такого поведения является, скорее всего, скрытое и не осознанное стремление к лидерству. Ребенку просто необходимо всегда быть в центре внимания своих сверстников, и в борьбе за их уважение он делает то, что другие по каким-то причинам (например, страх перед учителем и т.д.) делать не могут. Этим и продиктовано его вызывающее поведение на уроках и отказ отвечать тогда, когда он знает материал. В этом возрасте это такой же естественный способ самоутверждения в глазах окружающих, как, например, выражение симпатии девочке в более младших классах посредством дерганья ее за косички, подставления подножек и т.п. Склонность к самоутверждению – это индивидуальная черта характера, и каждый человек находит собственные способы ее реализации. Более того, с переходом из одной возрастной группы в другую эти способы часто также претерпевают изменения. И пусть Вас не удручает тот факт, что, в отличие от остальных детей в классе Ваш ребенок ведет себя, скажем так, нестандартно. Весь в опрос в том, как направить его энергию в нужное русло в соответствии с его устремлениями.

            Хорошо, что у Вас в школе есть психолог, он может поработать с мальчиком индивидуально. Учитывая тот факт, что учителя считают его умным и способным, необходимо переориентировать стремление ребенка к «лидерству через делание того, что нельзя» на «лидерство через знания». Другими словами, надо вывести стремление к лидерству на осознанный уровень и показать ему новый способ самовыражения и возможности быть в центре внимания не за счет вызывающего поведения, а используя его способности и ум: чуть больше знаний, чем написано в учебнике, какой-то интересный факт по заданной теме – и Ваш мальчик увидит в глазах сверстников куда больше удивления и уважения, чем в те моменты, когда он громко кричал на уроках, ложился на парту и отказывался отвечать. Поэтому параллельно с психологом Вам тоже придется потрудиться: пока он готовит уроки, полистайте любую из энциклопедий, рекомендуемых школьной программой, например, «Все обо всем», и найдите что-нибудь коротенькое, но действительно интересное по текущей теме предмета. Ваш ребенок в скором времени и сам заметит разницу во взаимоотношениях со сверстниками, когда, говоря их языком, «слабо» (с ударением на последний слог) переквалифицируется в «круто». Кроме того, такое Ваше тесное и непосредственное участие в его жизни сделает Вас с сыном значительно ближе друг к другу. И если в очередной раз дома придется обсудить какую-то проблему, связанную с его поведением, он будет более внимательно прислушиваться к Вашим словам, и до ремня дело доходить уже не будет.

            Другой вариант работы с лидерством – «лидерство через превосходство», когда ребенок умеет делать что-то особенное, что другие не смогут немедленно за ним повторить в силу отсутствия, например, необходимых для этого навыков. Самый простой путь здесь – спорт. Занятия спортом дисциплинируют, а акробатические элементы или отжимания и подтягивания, превосходящие числом повторов физические возможности одноклассников, поднимут авторитет ребенка как в собственных глазах, так и в глазах ребят, за чье внимание и признание он сейчас борется.

            Как перемотивировать его поведение, школьный психолог знает, он же сможет индивидуально подобрать и предложить варианты деятельности, подходящие именно вашему сыну. Возможно, это будет не спорт, а танцы, вокально-инструментальные, театральные или художественно-изобразительные кружки. Кроме того, в работе психолога большую пользу окажет его непосредственное  присутствие, видение и контроль текущей ситуации во время учебы. Возможно, пока ребенок будет обучаться новому поведению, для снижения напряженности ситуации в классе, связанного с ожиданием привычного поведения мальчика, психолог согласует с учителем варианты нестандартных условий написания Вашим сыном самостоятельных работ и контрольных, учитывая его стремление обращать на себя внимание. Например, Ваш мальчик может писать контрольную на доске (здесь понадобится вводить дополнительный вариант), или, напротив, сидя на отдельной парте в конце класса. Также можно ввести элемент соревновательности по скорости выполнения работы. Если поведение ребенка пока неуправляемо, индивидуально для него можно выделить отдельное время для выполнения контрольной. И т.д. и т.п. – вариантов может быть много. Я надеюсь, что совместными усилиями вместе с педагогом и психологом вы сможете подобрать вариант, приемлемый как для ребенка, так и для учителя. А вот класс, на мой взгляд, менять не стоит. В новом коллективе ему придется начинать процесс самоутверждения заново, и его поведение в этом случае может стать уже агрессивным.

            Хочу опередить Ваш возможный вопрос: «Обязательны ли занятия с психологом?» Да, обязательны. Все, что Вы можете сделать сами – я уже перечислила. А скорректировать его поведение, раскрыв ему новые варианты, может только специалист, ведь стимулы такого способа самоутверждения могут исходить из очень высоких логических уровней. Не стоит пассивно надеяться, что с возрастом его поведение изменится. Может – да, а может, и нет. Навряд ли Вам хочется, чтобы Ваш сын, не имея других вариантов самовыражения, шел по жизни клоуном!