• 1 Выбор занятий
  • 2 Составление расписания
  • 3 Выбор периода занятий
  • 4 Регистрация данных
  • 5 Оплата

К вопросу о "неспособности" к обучению

Гаврилова И.А.

Психолог, психотерапевт, социолог

Научный руководитель Центра "Программы Сильного Мышления"

 

К вопросу о «неспособности» к обучению

 

Многие родители, у которых дети «неуспевают» по тем или иным предметам, абсолютно уверены в том, что их чадо просто неспособно к гуманитарным или точным наукам, а то и к процессу учебы вообще. Так же считает и большинство учителей. Так ли это на самом деле?

            Со своей стороны утверждаю, что такое мнение в принципе неверно! Неспособных учеников не бывает! Есть неспособные, негибкие учителя (не в обиду учителям сказано, просто большинство придерживается принятых стандартов в обучении и личных предпочтений в стиле преподавания).

            Почему же наши дети испытывают трудности в обучении? Это связано со многими факторами. Наиболее значимые среди них - индивидуальный стиль обучения ребенка и стиль преподавания материала учителем. Так как на данный момент нас волнует вопрос обучения наших детей, то стили преподавания мы пока оставим без рассмотрения.

            Итак, стиль обучения определяет, как человек лучше всего воспринимает, понимает и запоминает информацию. Необходимо учитывать тот факт, что, обладая уникальным темпераментом и определенными склонностями, ребенок отличается и особыми тенденциями и предпочтениями в учебе. Некоторые учатся лучше самостоятельно, другие – в группе с такими же детьми, третьи – в строго структурированном классе с учителем. Некоторым ученикам требуется увидеть картину в целом, прежде чем разбить понятие на составляющие, а некоторые лучше усваивают информацию логически, поэтапно; перед тем, как давать новое задание, им необходимо изложить правила. Некоторые лучше учатся в тихой, спокойной обстановке, а другие предпочитают определенный шумовой фон.

Существует множество факторов, влияющих на стиль обучения:

  •     Тип восприятия (ведущая репрезентативная система)
  •     Факторы окружающей среды
  •     Модель интеллекта (тройственная и составная теории)
  •     Мыслительные стратегии правого (глобального) и левого (аналитического) полушарий

Из всех факторов, влияющих на стиль обучения, один играет жизненно важную роль в изучении, понимании и запоминании информации, существенно влияя на то, как учится ребенок. Это тип восприятия. Он непосредственно связан с ведущей репрезентативной системой – визуальной, аудиальной, кинестетической и аудиально-дигитальной. В данной статье я буду придерживаться привычной для меня терминологии нейро-лингвистического программирования. Итак, немного теории.

В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы - известны как репрезентативные системы.

Визуальная система может использоваться внешним способом, когда мы разглядываем внешний мир, или внутренним способом, когда мы визуализируем. Точно так же аудиальная система может подразделяться на прослушивание внешних   или внутренних звуков. Ощущения относят к кинестетической системе. Внешняя кинестетика    включает тактильные ощущения: прикосновения,   температуру, влажность. Внутренняя кинестетика включает вспоминаемые чувства, эмоции и внутренние ощущения баланса и осознание состояния тела, известные как проприоцептивные ощущения, которые сообщают нам о том, как мы движемся. Не имея их, мы не смогли бы контролировать положение своего тела в пространстве с закрытыми глазами.

            Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезентативными системами. Ощущения вкуса (вкусовая система) и запаха (обонятельная система) не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.

            Человек использует все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени и мы имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний   голос, который возникает в аудиальной системе   и создает внутренний диалог (аудиально-дигитальная система). Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления.

            Репрезентативные   системы   не   являются взаимоисключающими.   Можно визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же останется неосознаваемой.

            Большинство взрослых учатся, комбинируя способы восприятия. Но у детей, как обнаружили ученые, обычно преобладает какой-то один. Как определить тип восприятия ребенка? Для первичного заключения достаточно обратить внимание на следующие критерии:

·         Зрительный тип обучения: ребенок лучше усваивает, видя перед собой материал (читая, наблюдая, рассматривая иллюстрации)

·         Аудиторный тип обучения: ребенок лучше усваивает материал на слух и обсуждая полученную информацию

·         Кинестетический тип обучения: ребенку для успешного обучения требуется движение или осязание (эксперименты, пробы, активный подход к выполнению задания)

Каждый из этих стилей обучения имеет свои слабые и сильные стороны, все зависит от способа (стиля) преподавания предмета учителем. Многие из взрослых могут вспомнить, как в период их обучения в школе кто-то из их товарищей (а может быть, и они сами) стояли у доски, вспоминая ответ на поставленный учителем вопрос и глядя при этом в потолок. И во время затянувшейся паузы раздавался строгий голос учителя: «Не смотри на потолок, там ничего не написано!» А вот и написано! Если ребенок с ведущей визуальной репрезентативной системой (зрительный тип обучения), то для получения доступа к хранимой в памяти информации он должен сначала воспроизвести зрительные образы, являющиеся ключом, своеобразным кодом доступа. И во время процесса вспоминания он не на потолок смотрит, а визуализирует (вспоминает внутренние образы) и конструирует (создает визуальные конструкты). И глаза при этом естественно поднимаются вверх (и иногда слегка в сторону). Это и есть ключи глазного доступа.

Таким образом, учитель может определить репрезентативную систему ребенка по:

 1. используемым предикатам:

·         Визуальные: вижу, представляю, красный (цвета), яркий и т.п.

·         Аудиальные: громкий, слушать, звучащий, говорить и т.п.

·         Кинестетические: чувствовать, сильный, тяжелый и т.п.

·         Аудиально-дигитальные (используются в основном для «переваривания» и усвоения информации): думаю, предполагаю и т.п.

2. ключам глазного доступа. Смысл этих «ключей» заключается в том, что каждый мыслительный процесс человека, будь то воспоминание, конструирование образов, внутренний диалог или ощущение, отражаются определенной траекторией движения глаз.

Учитывая эти индивидуальные особенности, учитель, преподнося новый материал классу, должен уметь задействовать все репсистемы учеников, чтобы материал был максимально доступен ученикам с любым стилем обучения. Для этого в объяснении урока он должен использовать все виды предикатов в своей речи, наглядные пособия и пособия, позволяющие контактировать с ними (например, те самые счетные палочки в первых классах).

К сожалению, в большинстве школ такие методики не применяются. Учитель традиционно рассказывает тему и максимум, сопровождает это надписями на доске или вывешиванием плаката с сухой учебной информацией. Такой лекционный стиль хорош для восприятия учениками с аудиторным стилем обучения и только в том случае, если учитель «умеет пользоваться» своим голосом, выделяя интонационно ключевые моменты, варьируя ритм изложения (например, очень хорошо запоминаются стихотворные правила). Для визуалов же и кинестетиков усвоение такого материала будет проходить тяжело, так как вывешенная, например, на доску географическая карта не отпечатывается в памяти единым зрительным образом. И визуалы вынуждены сами достраивать этот образ, создавая собственные визуальные конструкты, что значительно тормозит процесс продуктивного восприятия информации. В примере с географической картой для учеников с неаудиторным стилем обучения можно предложить контурные карты, в которых визуалы будут рисовать и раскрашивать возникающие у них к изучаемой теме визуальные ассоциации, а кинестетики обводить, вырезать или составлять из частей общее целое.

 

При подготовке ребенка к школе хорошо бы заранее развивать у него все репрезентативные системы, независимо от ведущих и предпочитаемых. Для этого можно предложить ряд несложных игр – упражнений.

1. Для развития визуальной системыигра «Что изменилось?». На столе перед ребенком раскладывается ряд картинок с цветным изображением. Ребенок закрывает глаза и родители меняют местами две (а в последствии и больше – для развития визуальной памяти) картинки. Ребенок открывает глаза и говорит, какие картинки поменялись местами. Эту игру можно варьировать по-разному, например, убирая одну картинку и спрашивая, какая карточка исчезла. Если в игре принимают участие несколько детей, можно просить одного ребенка «превратиться в статую», чтобы второй посмотрел и запомнил эту «статую» детально. После этого второй ребенок закрывает глаза, а на «статуе» что-то меняют, например, расстегивают пуговицу на рубашке, меняют положение части тела и т.д. Ребенок должен открыть глаза и определить, что изменилось в статуе.

2. Для развития аудиальной системыигра «Кто хлопнул?». Один ребенок (водящий) сидит на стуле, а два других стоят у него за спиной и по очереди хлопают в ладоши. Для первоначальной калибровки после каждого хлопка дети называют свое имя. Водящий на слух определяет, чем отличаются хлопки каждого участника. Затем дети продолжают хлопать молча, а ребенок, сидящий на стуле, определяет, кто хлопнул на этот раз.

3. Для развития кинестетической системыигра «Кто дотронулся?». Игра аналогична предыдущей, только теперь стоящие за спиной дети дотрагиваются до спины сидящего ребенка.

В эти игры можно играть и дома с родителями. И польза от них огромна, я проверила это на собственном опыте, играя со своими детьми. Эти игры не только способствуют гармоничному развитию всех репрезентативных систем, но и развивают память и навыки калибровки, позволяя ребенку подготовиться к адаптации в школьном учебном процессе.

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: учитывая индивидуальные особенности стиля обучения ребенка, можно не только усилить его сильные стороны, но и развить слабые, сделав процесс его обучения более мотивированным и эффективным.